Гастро-школа

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — это хроническое заболевание, при котором в результате различных нарушений в желудке или двенадцатиперстной кишке образуется язва (реже две язвы и более).

 

Нетрадиционные методы лечения язвенной болезни

 

Нетрадиционная медицина предлагает возможности лечения язвенной болезни при помощи лекарственных препаратов основанных на биологически активных веществах натурального происхождения. Данные препараты оказывают комплексное укрепляющее и восстанавливающее действие на организм. Этот факт особенно важен в лечение язвенной болезни, так как одним из факторов ее развития является нарушение процесса обмена веществ в организме. При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки разрушение тканей преобладает над их восстановлением. Лекарственные средства предлагаемые нетрадиционной медициной помогают активировать восстановительные процессы в организме и ускорить заживление язв.

Не мене важным является и благоприятное воздействие методов нетрадиционной медицины на процессы центральной регуляции функции желудочно-кишечного тракта, нарушение которых способствует развитию язвенной болезни.

Язвенная болезнь связана с нарушением механизмов, регулирующих секреторную, двигательную функции желудка и двенадцатиперстной кишки, кровообращение в них, питание слизистых оболочек. Образование язвы в желудке или двенадцатиперстной кишке является лишь следствием расстройств указанных выше функций. Отрицательные эмоции, длительные психические перенапряжения, патологические импульсы из пораженных внутренних органов при хроническом аппендиците, хроническом холецистите, желчекаменной болезни и др. нередко являются причиной развития язвенной болезни. Имеют значение гормональные нарушения. Определенную роль играют наследственные факторы (наследственное предрасположение встречается среди больных язвенной болезнью в 15—40°6 случаев). Непосредственное формирование язвы происходит в результате нарушения равновесия между «агрессивными» (желудочный сок, заброс желчи) и «защитными» факторами (желудочная и дуоденальная слизь, клеточная регенерация, нормальное состояние местного кровотока, защитное действие некоторых гормонов, а также щелочная реакция слюны и панкреатического сока). В формировании язв в желудке наибольшее значение имеет уменьшение защитных свойств слизистой оболочки, ослабление ее сопротивляемости повреждающему воздействию кислого желудочного сока. В механизме же развития язв в выходном отделе желудка и особенно в двенадцатиперстной кишке, напротив, решающим фактором является усиление агрессивности желудочного сока. Предрасполагающими факторами являются нарушения режима питания, злоупотребление острой, грубой, раздражающей пищей, постоянно быстрая, поспешная еда, употребление крепких спиртных напитков и их суррогатов, курение.

При язвенной болезни характерными симптомами являются боль, изжога, нередко рвота кислым желудочным содержимым вскоре после еды на высоте боли. В период обострения боль ежедневная, возникает натощак, после приема пищи временно уменьшается или исчезает и появляется вновь (при язве желудка через 0, 5—1 ч, двенадцатиперстной кишки — 1, 5—2, 5 ч). При язвенной болезни двенадцатиперстной кишки нередка ночная, голодная боль. Боль уменьшается при приеме препаратов, снижающих кислотность желудочного сока, тепловых процедур на подложечную область. Часто язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки сопровождается запорами. При пальпации определяется болезненность вверху живота. Течение обычно длительное с обострениями в весенне-осенний период и под воздействием неблагоприятных факторов (стрессовые ситуации, пищевые погрешности, прием крепких алкогольных напитков и пр.). Осложнения: кровотечение, перфорация, деформации и стенозы, перерождение язвы в рак, вегетативно-сосудистая дистония, хронический холецистит, панкреатит. Прогноз при язвенной болезни относительно благоприятный, за исключением тех случаев, когда возникают осложнения.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — хроническое заболевание, при котором в стенке этих органов образуется пептическая язва в результате нарушения нейрогормональной регуляции и желудочного пищеварения.

Язва является признаком нарушения соотношения между агрессивными факторами в желудке и кишечнике — соляной кислотой, важнейшим ферментом пищеварения — пепсином и желчью, а также защитными механизмами слизистой оболочки.

Язвы такого рода разрушают слизистую оболочку, а также расположенную под ней мышечную ткань. Они могут внезапно начать кровоточить, «съесть» всю стенку желудка (прободение) и тем самым вызвать перитонит (воспаление брюшины).

Заболевание имеет склонность к рецидивирующему течению (хорошо известны сезонные обострения язвенной болезни). Существенно изменяют клиническую картину различного рода осложнения (кровотечения, воспалительный процесс, прободение язвы, стеноз привратника, злокачественное перерождение, реактивный гепатит и др.).

Язвенная болезнь — широко распространенное заболевание; в развитых странах она встречается у 3-5 % взрослого населения. У мужчин язвенная болезнь наблюдается чаще, чем у женщин. Новые методы диагностики и успешное лечение хеликобактериальной инфекции снизило распространенность этого заболевания.

Причины язвенной болезни разнообразны — стрессы, нарушение питания, курение, алкоголизм, действие химических и токсических веществ и др. Однако основной причиной этого заболевания в настоящее время считают хеликобактериальную инфекцию.

Способствуют развитию язвенной болезни наследственная предрасположенность, врожденный дефицит антитрипсина и другие факторы.

 

 

Положение о школе для больных язвенной болезнью -Гастро-школе

 

  1. Общие положения

 

1.1. Настоящее положение определяет организацию деятельности "Школы больных язвенной болезнью" (далее - Школа).

1.2. "Школа больных язвенной болезнью" организуется на базе ООВП, поликлиники МУЗ "Козловская ЦРБ".

1.3. В работе Школы используется амбулаторная модель обучения.

1.4. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздравсоцразвития Российской Федерации и Чувашской Республики, уставом МУЗ "Козловская ЦРБ" и настоящим Положением.

1.5. В Школу направляются больные язвенной болезнью, не прошедшие обучение (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение, на повторный цикл (поддерживающий цикл).

1.8. Обучение не проводится с больными в тяжелом состоянии, с выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потере зрения, нарушения памяти, лицами с психическими нарушениями.

1.9. Обучение проводится в соответствии с программой.

 

  1. Цель и задачи

 

2.1. Основной целью Школы является предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний у больных язвенной болезнью.

 

2.2. Задачи Школы:

 

2.2.1.Получение больным представления о причинах развития язвенной болезни, характере ее течения и методах лечения.

2.2.2.Обучение больных правильному приему лекарственных средств, оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача.

2.2.3.Обучение больных правильному и здоровому образу жизни, режиму труда и отдыха, основам правильного питания.

2.2.4.Ведение дневника здоровья.

 

  1. Функции Школы

 

3.1.Организация обучения больных язвенной болезнью.

3.2.Проведение первичных и повторных циклов обучения

3.3.Контроль уровня знаний больных язвенной болезнью.

3.4.Индивидуальная консультативная работа.

3.5.Анализ эффективности работы Школы.

 

  1. Критерии оценки эффективности работы Школы

 

4.1.Снижение количества обострений в течение года у больных язвенной болезнью.

4.2.Снижение количества повторных госпитализаций.

4.3.Снижение количества больных с тяжелыми формами заболевания и осложнениями.

4.4.Сокращение потерь по временной нетрудоспособности и инвалидности у лиц трудоспособного возраста.

 

 

Тематический план «Школы для больных язвенной болезнью – Гастро-школы»

 

1.Введение в курс, актуальность темы.

2.Определение исходного уровня знаний по язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки.

3.Теоретический информационный материал в виде лекции или беседы

  • дать теоретический минимум по данной патологии
  • обозначить роль и ответственность пациента перед самим собой
  • улучшить качество жизни больного

4.Практикум: обучить простейшим приемам самопомощи

  • вопросы и ответы
  • ситуационные задачи
  • элементарная практика по навыкам действий в экстремальной ситуации (прободение, кровотечение, сильная боль, рвота)
  • раздача памяток

5.Подведение итогов и контроль полученных знаний.