Школа для пациентов с сахарным диабетом

Критерии эффективности

 

1.Повышение уровня знаний о диабете.

2.Снижение частоты острых осложнений СД.

3.Снижение частоты и тяжести хронических осложнений диабета.

4.Улучшение качества жизни.

 

Вопросы для оценки уровня знаний больных сахарным диабетом I типа.

 

  1. Что происходит с сахаром крови при недостатке инсулина?

а) сахар крови повышается

б) сахар крови остается без изменения

в) сахар крови понижается

 

  1. Представьте себе двух людей:

а) пожилую женщину 70 лет

б) девочку 10 лет

Кто из них вероятнее всего, при заболевании диабетом будет вводить инсулин?

 

  1. Что будет с больным сахарным диабетом молодого возраста, если в течение недели он не будет вводить инсулин?

 

  1. Как можно установить, годен ли еще препарат инсулина?

 

  1. За сколько времени до еды нужно вводить инсулин короткого действия?

 

  1. Из какого участка тела инсулин всасывается быстрее всего?

 

  1. Как рассчитать нормальный вес?

 

  1. Если вы смешиваете инсулины в одном шприце, в каком порядке нужно набирать их?

а) сначала инсулин короткого действия

б) последовательность не имеет значения

в) сначала инсулин продленного действия

г) точно не знаю

 

  1. Какие значения сахара крови в норме у здорового человека натощак или после еды?

 

10.Укажите три важнейшие причины гипогликемии?

 

11.Укажите два признака гипогликемии, которые могут заметить у Вас со стороны ( другие люди)?

 

12.Как не нужно вводить инсулин?

а) подкожно

б) внутрикожно

в) внутримышечно

 

13.Что может быть причиной появления ацетона в моче?

а) слишком много поели

б) ввели слишком мало инсулина

в) слишком мало двигались

г) съели сахар

 

14.Что такое глюкагон, кто и когда его должен вводить?

 

15.На каком среднем уровне сахара крови чаще всего находится почечный порог?

 

16.Чтобы оценить свое состояние за сутки, нужно определять сахар в крови или моче как минимум….(сколько) раз?

 

17.Какую порцию мочи надо исследовать, чтобы оценить величину сахара крови в данный момент?

 

18.В каких случаях надо проверять мочу на ацетон?

 

19.В каком случае по определению сахара в моче ( при каком его значении) мы не можем судить о сахаре крови?

 

20.Какие из перечисленных предметов нельзя употреблять при уходе за ногами?

а) пемза

б)ножницы

в) лезвие

г) пилка для ногтей

 

21.Назовите три органа ( включая части тела), где бывают наиболее выражены осложнения диабета.

 

22.Что такое одна хлебная единица и чему она равна?

 

23.Какие из перечисленных веществ имеют калории?

а) сахарин

б) фруктоза

в) ксилит

 

24.Какими из перечисленных продуктов можно лечить гипогликемию?

а) хлеб

б) помидоры

в) сыр

г) сахар

 

25.Какие из перечисленных продуктов содержат 1 хлебную единицу?

а) две луковицы

б) половина банана

в) два персика

 

26.Какой из перечисленных напитков можно пить без ограничения?

а) яблочный сок

б) водка

в) молоко

г) минеральная вода

 

27.Какой из вышеперечисленных напитков может привести к гипогликемии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план «Школы сахарного диабета»

 

Занятие 1. Понятие о сахарном диабете. Этиология, патогенез развития сахарного диабета. Типы СД (ИЗСД и ИНСД)

Занятие 2. Правила и общие принципы питания при СД 2 типа, модификация пищевого поведения у пациентов с ожирением и СД.

Занятие 3. Понятие о хлебных единицах, калорийности и пищевой ценности продуктов питания. Расчет калоража питания.

Занятие 4. Специальные вопросы питания (сахарозаменители). Роль физических нагрузок при СД.

Занятие 5. Осложнения СД, профилактика диабетической стопы и других осложнений.

Занятие 6. Психологическая саморегуляция, самозащита при СД. Самоконтроль. Принципы самоконтроля.